О каталоге Герб Курской области

В каталог сайтов Курской области включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности государственных и муниципальных ведомств Курской области.

Навигация в каталоге организована таким образом, чтобы вы могли быстро найти нужное ведомство и перейти на официальный сайт.

В настоящее время каталог содержит:

22

Органа власти

23

Подведомственные организации

3

Иных сайта

ГосУслуги

Теперь пользоваться госуслугами очень просто!

Перейти на портал
Образование, наука, культура, опека
Органы исполнительной власти
Подведомственные организации
СМИ
Органы исполнительной власти
О Каталоге

Инвестиционное послание на 2019 год

Сегодня я впервые в качестве временно исполняющего обязанности Губернатора Курской области обращаюсь к вам с инвестиционным посланием. За время своего пребывания в этой должности я уже неоднократно высказывал мнение об основных направлениях развития области, сегодня постараюсь детализировать понимание механизмов, с помощью которых мы сможем достичь запланированных результатов.

Хочу ещё раз акцентировать внимание на том, что цель всех преобразований, которые позволят совершить прорыв в экономике – качественное улучшение жизни населения Курской области, наших с вами сограждан, которые своим трудом создали экономический потенциал региона и которые достойны лучшей жизни здесь и сейчас, именно там, где они родились и выросли.

Потенциал создан действительно хороший, есть все условия формирования на его основе современной цифровой экономики, дальнейшего развития базовых отраслей хозяйства и создания совершенно новых отраслей.

В регионе действуют стратегические документы, определяющие перспективы развития области – Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года, Инвестиционная стратегия до 2025 года, схема территориального планирования, государственные программы. Сейчас ведётся разработка Стратегии социально-экономического развития до 2030 года и региональных проектов.

Можно с полным основанием говорить о том, что исполнение этих документов обеспечило поступательное движение экономики области.

В Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года определены приоритетные для инвестирования отрасли экономики: это сельское хозяйство; обрабатывающие производства, прежде всего – пищевая и перерабатывающая промышленность; добыча полезных ископаемых; электроэнергетика.

Оценивая итоги реализации Инвестиционной стратегии Курской области в 2018 году, мы по праву можем гордиться результатами работы по многим направлениям. По производству сельскохозяйственной продукции мы занимаем передовые позиции не только в Центральном федеральном округе, но и в Российской Федерации в целом.

Положительную динамику мы имеем и в промышленности. Индекс промышленного производства ежегодно превышает 100% к уровню предыдущего периода. По итогам 2018 года он оценивается на уровне 103%, а в обрабатывающих отраслях – 102%.По итогам работы в 2018 году строительной отрасли мы ожидаем 100% к уровню 2017 года.

Все эти результаты достигаются благодаря инвестициям, которые компании вкладывают в развитие своих производств. Объём инвестиций в 2018 году оценивается в объёмах, превышающих 100 млрд рублей с положительной динамикой к уровню 2017 года.

Продолжалась реализация инвестиционных проектов в различных отраслях. Напомню о наиболее масштабных из них.

АО «Концерн Росэнергоатом» продолжает строительство станции замещения АЭС-2 с объемом инвестиций по сооружению двух блоков -более 320 млрд рублей. Это станет важным катализатором для развития других отраслей экономики, создаст новые рабочие места, позволит курским строительным организациям нарастить объёмы выполняемых работ и обеспечит ряд промышленных предприятий, прежде всего стройиндустрии, заказами.

Компания «Металлоинвест» реализует инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и техническое перевооружение ПАО «Михайловский ГОК». В настоящее время на комбинате проводятся работы по строительству дробильно-конвейерного комплекса на бортах карьера с объемом инвестиций более 10,5 млрд рублей.

Промышленность Курской области можно охарактеризовать как моноотраслевую. Удельный вес двух отраслей - добыча полезных ископаемых и обеспечение электрической энергией, газом и паром (ведущие предприятия ПАО «Михайловский ГОК» и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС») – в общем объеме промышленного производства составляет более 42% (доля в отгруженной продукции).

Задача диверсификации производства – одна из основных, поставленных стратегическими документами Курской области. Можно отметить положительные результаты её выполнения: за счет развития пищевой и перерабатывающей промышленности, химического производства, машиностроительного комплекса доля обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства достигла в 2017 году 55,9% (в 2002 году – 43%).

Это во многом является результатом модернизации предприятий, расширения и усовершенствования ассортимента выпускаемой продукции.

Активную инвестиционную политику проводят компании, работающие в агропромышленном комплексе Курской области.

АПХ «Мираторг» продолжает реализацию масштабного проекта в Курской области по удвоению свиноводства с объемом инвестиций около 94 млр. рублей. В Октябрьском районе в настоящее время ведется строительство крупнейшей в стране мясохладобойни мощностью по пере­работке 4,5 млн голов свиней в год. В 2018 году в Фатежском районе закончено строительство овцеводческого комплекса закрытого типа с круглогодовым стойловым содержанием высокопродуктивного поголовья мелкого рогатого скота в Курской области. Стоимость проекта 2,385 млрд рублей.

В 2018 году компания ООО «Агропромкомплектация - Курск» при­ступила к строительству в Железногорском районе молочного комплекса на 6000 голов крупного рогатого скота с пунктом по приемке и первичной переработке молока. Это самый крупный в Курской области молочный комплекс с объемом инвестиций более 3,4 млрд рублей. Завершение строи­тельства данного объекта запланировано на 2019 год.

В 2018 году завершена реализация инвестиционных проектов по строительству двух свинокомплексов и комбикормового завода общей стоимостью 5,7 млрд рублей. Кроме того, данной компанией будет завершена реализация начатых в 2018 году инвестиционных проектов по строительству ещё трех свиноводческих комплексов в Дмитриевском районе с общим объемом производства мяса свиней 150 тыс. тонн в год. Объем инвестиций составит 6,5 млрд рублей.

В мае 2018 года грибоводческим комплексом ООО «Грибная радуга» введена в эксплуатацию вторая очередь объекта по производству грибов мощностью около 10 тыс. тонн в год. Ведется строительство третьей очереди, завершение которой планируется в 2019 году. Производство гри­бов будет доведено до 17 тыс. тонн, что позволит на 14 процентов закрыть потребности российского рынка в данной продукции.

Перечень можно продолжать, но узкие рамки послания не позволяют назвать все организации, проводящие активную инвестиционную политику.

Реализация проектов стала в значительной степени возможной благодаря государственной поддержке, которая была оказана администрацией Курской области при использовании средств федерального бюджета.

Инвесторам на конкурсной основе предоставляются средства областного бюджета по возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.

Семь инвестиционных проектов реализуются в режиме наибольшего благоприятствования, что позволяет компаниям применять льготу по налогу на имущество организаций, в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов.

Пять предприятий области получили льготные займы федерального Фонда развития промышленности на общую сумму около 730 млн рублей на реализацию проектов по созданию новых производств («Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Полипак», «Готэк-Литар», «Готэк-Принт»). В настоящее время на рассмотрении в федеральном Фонде развития промышленности находятся документы ООО «Исток+», претендующего на получение льготного займа.

Федеральным и региональным фондами развития промышленности Курской области в текущем году одобрено предоставление льготного займа на реализацию инвестиционного проекта ООО «Совтест АТЕ». Льготный кредит по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса предоставлен этому же предприятию на реализацию проекта по организации производства современной радиоэлектронной продукции. Общий объём поддержки составил 220 млн рублей.

В декабре текущего года состоялось заседание Наблюдательного совета Фонда развития промышленности Курской области, на котором одобрено предоставление ООО «Комплект» региональной составляющей льготного займа.

С целью привлечения инвестиций в аграрное производство региона в качестве одной из мер государственной поддержки является предоставле­ние льготных инвестиционных кредитов с процентной ставкой до 5 %.

Предоставляются субсидии по различным направлениям. В 2018 году организации агропромышленного комплекса области получили субсидии в сумме 5 млрд рублей, в том числе из областного бюджета - 991 млн рублей.

Осуществлялась поддержка организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Область выполняет поручения Президента Российской Федерации по росту доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП.

По состоянию на 15.12.2018г. проведено семь заседаний конкурсной комиссии по отбору проектов, представленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, для предоставления субсидий. Государственная финансовая поддержка в виде субсидии направлена на реализацию 33 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (начинающих предпринимателей, возмещению затрат промышленных предприятий, связанных с модернизацией производства, участием в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, сертификацией и патентованием, уплатой налога).

В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России в регионе на базе единого центра – Ассоциации микрокредитной компании «Центр поддержки предпринимательства Курской области» действуют пять объектов инфраструктуры, оказывающих информационно-консультационную и финансовую поддержку предпринимателям, с капитализацией более 400 млн рублей гарантийного фонда и микрофинансовой организации.

Область проводит активную работу по внедрению целевых моделей улучшения инвестиционного климата. На 1 декабря процент исполнения целевых моделей составил 92% при средне российском значении 89%. В результате реализации мероприятий целевых моделей:

  • сократились сроки выдачи разрешений на строительство, и в 2018 году они составляют 57 дней при необходимости выполнения всего 4-х процедур;
  • сроки подключений к электросетям составляют 90 дней при соблюдении нормативного значения;
  • сроки регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества составляют 5 дней при целевом значении не более 9 дней; доля заявлений, рассмотрение которых приостановлено, составила 2,46 % (при плановом значении к 31.12.2018 – 5,8 %);
  • постановка на кадастровый учет объектов недвижимости теперь осуществляется за 3 дня; доля заявлений, рассмотрение которых приостановлено, составила 15,82 % (при плановом значении к 31.12.2018 – 17%).

В области проводилась системная работа по улучшению инвестиционного законодательства, совершенствованию работы Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, работе институтов развития. На заседании Государственного совета по вопросам улучшения инвестиционного климата в регионах, состоявшемся 27.12.2017 г., инвестиционное законодательство Курской области было представлено в докладе Президента Российской Федерации В.В. Путина, в качестве лучшей практики.

В 2018 году выполнены все мероприятия, предусмотренные Инвестиционной стратегией Курской области до 2025 года, ожидается выполнение всех целевых показателей Стратегии.

Курская область занимает достойные места в рейтингах различных рейтинговых агентств. Так, область включена в число 20 регионов Российской Федерации из 40 лидеров, отмеченных по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий за 2017 год, как получивших наивысшие показатели в 2017 году. За достигнутые результаты Правительством Российской Федерации Курской области перечислен грант в размере 512,6 млн рублей.

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Курская область входит в категорию 3А1, говорящую о минимальных инвестиционных рисках. По итогам последнего исследования, проведенного компанией в 2018 году, Курская область при сохранении своих позиций по инвестиционному потенциалу – 37 место из 85 субъектов Российской Федерации улучшила позиции по инвестиционным рискам, переместившись с 10 на 9 место. Регион в последние пять лет стабильно входит в десятку наиболее безопасных регионов с точки зрения рисков вложения инвестиций.

В текущем году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) присвоило Курской области и выпуску облигаций Курской области кредитный рейтинг A(RU), прогноз – «Стабильный».

Безусловно, все эти результаты радуют и заслуживают высокой оценки. Но мы прекрасно знаем, что по ряду позиций оценки бизнеса расходятся с оценками профессиональных экспертов, базирующихся на изучении документов.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации область находится на 62 месте. Рейтинг включает в себя большинство показателей, по которым ведётся работа и по целевым моделям, но оценку показателей в Национальном рейтинге делает бизнес. Именно по результатам его опросов ранжируются регионы. Конечно, есть понимание несовершенства методики проведения Национального рейтинга, что признаёт АСИ, и планирует вносить изменения и в перечень показателей, и в методику их оценки.

Но все регионы оценивают по одной методике. А у курского бизнеса, очевидно, есть повод судить о действиях власти по ряду направлений, как о недостаточных для того, чтобы признать инвестиционный климат региона благоприятным.

Так или иначе, но 62 место – это не наша позиция, и я ставлю задачу перед всеми структурами администрации области, чтобы не более, чем за пять лет область вошла в двадцатку лучших регионов по показателям Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Очень рассчитываю, что и территориальные подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления также подключатся к решению этого вопроса.

Анализируя показатели рейтинга, мы видим, по каким направлениям нам необходимо провести кардинальные улучшения работы органов власти всех уровней.

Самой проблемной зоной остаётся контрольно-надзорная деятельность, об этом говорилось и в предыдущем Инвестиционном послании. Это комплексная проблема федерального уровня, завязанная на неурегулированности ряда нормативных актов. Но зачастую проблемы федерального уровня усугубляются действиями конкретных чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов власти на местах, и здесь мы должны навести порядок. Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год, приходящихся на одну организацию в Курской области, составило 3,12 мероприятия, что значительно превышает среднее значение даже по самой худшей группе «Е», в которую мы попали – 2,57 мероприятия в год.

На стабильно низких позициях мы находимся по показателю «Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям», входя в предпоследнюю группу «D». Наш показатель по итогам 2018 года – 41,3%, что, конечно не может устраивать инвесторов, планирующих работать или работающих в Курской области.

Большой проблемой остаётся вопрос подключения к электросетям. Здесь мы из трёх оцениваемых показателей по двум попали в предпоследнюю группу «D» со значением по среднему времени подключения к электросетям 85,45 дня. Учитывая, что в регионах, попавших в высшую группу «А» для подключения к электросетям требовалось в среднем всего 39,76 дня, видно, какой большой резерв у нас есть по сокращению времени для начала реализации проектов инвесторов.

На стабильно низких позициях мы находимся по показателю «Оценка механизма государственно-частного партнёрства». Это уже данные Министерства экономического развития Российской Федерации. Самый большой негативный эффект от этого даже не в том, что показатель в незначительной степени, но снижает наш общий рейтинг, а в том, что из-за неразвитости механизмов ГЧП мы при ограниченности бюджетных ресурсов не привлекаем средства частных инвесторов для создания новых современных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

Снизились в 2017 году наши позиции по показателям «Каналы прямой связи инвестора с руководством субъекта», «Региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», «Интернет - портал об инвестиционной деятельности», «Информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства». Даже при понимании того, что сложно объективно оценить эти направления деятельности, считаю, что у нас есть все возможности улучшить свои позиции.

Теперь об основных шагах, которые с моей точки зрения, необходимо предпринять в 2019 году для улучшения инвестиционного климата.

Вся наша работа должна строиться на положениях Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

Вы знаете, что он был принят в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Все эти задачи стоят перед каждым субъектом Российской Федерации, в том числе и перед Курской областью.

Мы не сможем успешно реализовать поставленные задачи без существенного прироста инвестиций, качественного изменения их структуры.

Осуществление национальных проектов по направлениям «производительность труда и поддержка занятости»; «наука»; «цифровая экономика»; «международная кооперация и экспорт» напрямую связано с развитием промышленного потенциала области. И это основное направление, на котором мы должны сосредоточить усилия. При этом мы понимаем, что успехи в реализации одного направления позволят достичь положительных результатов в другом направлении, а всё вместе даст мультипликативный эффект в экономике в целом.

Именно поэтому промышленность является приоритетом в отраслевом развитии экономики области. Это вовсе не значит, что будут сокращены объемы поддержки сельского хозяйства. Это значит, что должна вырасти поддержка промышленности. При этом мы в обязательном порядке будем исходить из принципа экономической эффективности предоставления государственной поддержки.

По каким направлениям мы будем двигаться для решения этой задачи.

Первое.Увеличение объёмов и направлений поддержки промышленности.

Объём средств, предусмотренных отраслевым комитетам на поддержку предприятий промышленности, совершенно недостаточный для получения ощутимого эффекта для предприятий. Учитывая расширение масштабов кредитования инвесторов, необходимо увеличивать средства, предоставляемые на субсидирование части процентных ставок по кредитам, полученным организациями на реализацию инвестиционных проектов.

Заметно активизировалась работа Фонда развития промышленности Курской области, более привлекательными стали условия получения средств из Фонда, так что объёмы его финансирования также надо увеличивать.

Средства Инвестиционного фонда Курской области ежегодно предусматриваются в областном бюджете, но остаются невостребованными, так как объявленные конкурсы признавались несостоявшимися. Они могут быть использованы на строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для создания производственных объектов инвестора. Но, как правило, это затратные объекты и предусмотренных средств на их создание не хватит.

Также необходимо подумать над новыми направлениями поддержки промышленности.

В 2019 году мы продолжим совершенствование инвестиционного законодательства области. Сохраняя базовые подходы и процедуры к предоставлению государственной поддержки, будут внесены изменения, касающиеся новых направлений поддержки, о которых я уже говорил. В администрацию области поступали обращения инвесторов о принятии на территории области регионального закона об инвестиционном налоговом вычете.

Вопрос непростой, тем более, что с 2019 года из доходной базы областного бюджета уходит налог на движимое имущество организаций. Только два субъекта Российской Федерации приняли закон об инвестиционном налоговом вычете. Но, учитывая нашу нацеленность на поддержку высокотехнологичных промышленных производств, вопрос о разработке регионального закона на эту тему также будет проработан.

С целью выработки политики по поддержке промышленности поручаю до 1 апреля 2019 года:

  • комитету промышленности и транспорта Курской области подготовить обоснование потребности в средствах Фонда развития промышленности Курской области на 2019 год; совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области проработать возможную потребность промышленных предприятий области в субсидии на создание инфраструктуры;
  • комитету по экономике и развитию Курской области подготовить обоснование увеличения средств на предоставление на конкурсной основе субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также обоснование потребности в средствах Инвестиционного фонда Курской области, а к 1 мая 2019 года подготовить предложения о принятии регионального закона об инвестиционном налоговом вычете.

Второе.Тема создания площадок, подготовленных с точки зрения инфраструктуры, настолько не новая, что не буду даже говорить о её значимости для привлечения инвесторов. Юридически в 2015 году в области создан индустриальный парк «Юбилейный», но фактически он так и не заработал.

Будет создана проектная команда по решению вопросов строительства объектов инфраструктуры, соответствующих требованиям Постановления Правительства Российской Федерации №794.

В 2019 году получит своё развитие муниципальный индустриальный парк в г. Щигры, созданный в октябре 2018 года. На решение земельных вопросов, согласование концепции парка, согласование нормативного акта о присвоении площадке статуса «Индустриальный (промышленный) парк» и решение других проблем ушло немало времени. Сейчас все процедуры по созданию парка завершены.

Есть инвестор, заинтересованный в реализации крупного инвестиционного проекта на территории этого парка. Мы окажем ему самое широкое содействие в осуществлении планов по строительству маслоэкстракционного завода. Призываю администрацию г. Щигры активней двигаться по развитию своего индустриального парка. Без её участия вопросы создания новой или модернизации действующей инфраструктуры на этой площадке не решатся.

Продолжая тему подготовленных индустриальных площадок, хочу напомнить, что с августа 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным снят мораторий на создание новых особых экономических зон. Ряд регионов, наших соседей уже подготовили проекты по созданию на своей территории таких зон.

Считаю, что нам необходимо тщательно проработать возможность и целесообразность создания ОЭЗ промышленно-производственного типа. Правительством Российской Федерации в 2017 году ужесточены требования к их созданию: учитывается и опыт, имеющийся в регионе по созданию индустриальных, или технопарков; требуются гарантии от потенциальных инвесторов о вложении инвестиций и подтверждение наличия таких средств; необходимо подтверждение обоснованности плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее развитие, и другие требования.

Но ряд компаний, с которыми уже проведены переговоры, заинтересованы в размещении новых производств на территории особой экономической зоны. Так что, проработку этой темы мы будем осуществлять.

Именно создание промышленных парков, особой экономической зоны позволит привлечь на территорию области инвесторов, намеренных строить новые современные промышленные предприятия, что расширит промышленный и налоговый потенциал области. Мы заинтересованы в появлении высокотехнологичных производств, которые станут базой для создания в области IT кластера и будут способствовать повышению технического и технологического уровня курской промышленности в целом, развитию потребности в качественном образовании и, соответственно, дальнейшему развитию наших базовых вузов.

Все это необходимые составляющие реализации регионального проекта «Цифровая экономика», к выполнению которого мы с вами уже приступили. В 2019 году будет осуществлено:

  • внедрение в 100% органов исполнительной власти области межведомственного юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи;
  • создание и внедрение комплекса информационных систем принятия решений на базе Ситуационного центра Губернатора Курской области.

Будет также организована работа по внесению документов, связанных с проведением проверок, осуществляемых органами исполнительной власти Курской области и подведомственными им организациями, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, в специальную государственную информационную систему. Обобщение всей информации о контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти, осуществляет комитет по экономике и развитию Курской области. А вот координирующего органа, который обладал бы всей полнотой информации о проведенных в области проверках, включая проверки, проводимые федеральными структурами, расположенными на территории Курской области и органами местного самоуправления, на сегодня нет. Возвращаясь к нашим позициям в Национальном рейтинге по контрольно-надзорной деятельности, эту работу необходимо проводить.

Считаю, что уполномоченный по защите прав предпринимателей Курской области должен возглавить работу по аккумулированию всей информации о количестве и длительности проверок, проведенных всеми контролирующими органами в отношении бизнес-структур, да и органов власти Курской области. Жду к 1 апреля 2019 года эту обобщённую информацию для разработки плана действий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Курской области.

Создание индустриальных парков – необходимое условие реализации ещё одного национального проекта – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», составной частью которого является проект «Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Он предусматривает создание 129 промышленных парков в Российской Федерации, призванных обеспечить субъектам малого и среднего предпринимательства льготный доступ к производственным площадям в целях создания производственных и инновационных компаний.

План объектов инфраструктуры, который ежегодно разрабатывается и утверждается в Курской области должен стать работающимдокументом, а не просто планом для размещения на сайте в подтверждение выполнения целевых моделей и требований стандарта АСИ. Поручаю органам исполнительной власти, причастным к его подготовке более ответственно подойти к разработке этого документа в 2019 году.

А теперь о том, на кого мы делаем ставку в решении вопросов по созданию и развитию индустриальных парков и особой экономической зоны.

В области действует АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области, но пока особой результативности в его деятельности нет. Опыт работы других регионов показывает, что именно аналогичные структуры являются двигателями регионального развития.

В следующем году будет произведена серьёзная «перезагрузка» работы этого института развития. Кроме АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», которое сосредоточится исключительно на работе по созданию и обустройству индустриальных парков, будет создано автономное учреждение, которое будет заниматься работой по привлечению инвесторов, сопровождением инвестиционных проектов по принципу «Одного окна», взаимодействием с федеральными институтами развития.

В случае создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа будет создана специализированная управляющая компания, которая будет работать с Министерством экономического развития Российской Федерации по всем вопросам привлечения средств федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры. Опыт работы других регионов показывает, что каждым индустриальным парком должна заниматься своя управляющая компания, в противном случае обеспечить эффективность деятельности парка, или ОЭЗ не получится.

Для продвижения всех этих новых объектов, да и в целом для продвижения инвестиционного потенциала области необходимо разработать бренд региона, который со временем станет узнаваемым не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Такое мероприятие предусмотрено Инвестиционной стратегией Курской области. Поручаю при первом же уточнении областного бюджета предусмотреть средства, заявленные комитетом по экономике и развитию для разработки брэнда, в его смете.

К этой работе должны быть привлечены не только специалисты-профессионалы, которые имеют опыт разработки региональных брэндов, но и жители области, деятели культуры и науки, общественность. Должен быть придуман визуальный символ нашего брэнда, который будет использоваться и региональными организациями, поставляющими свою продукцию на экспорт. Продукция под маркой «Сделано в Курской области» должна стать гарантией качества и инновационности.

Визитной карточкой области должна стать не только выпускаемая в ней продукция, но и автомобильные дороги.

Поэтому второй приоритет для привлечения инвестиций – автомобильные дороги. Сегодня уже упоминались позиции Курской области в Национальном рейтинге по показателю удельного веса автомобильных дорог области, соответствующих нормативным требованиям. Это положение нас не может удовлетворять. Именно поэтому 2019 год мной объявлен «Годом автомобильных дорог».

В 2019 году мы будем активно внедрять региональный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже в следующем году стоит задача увеличить показатель удельного веса автомобильных дорог области, соответствующих нормативным требованиям не менее, чем на 8 процентных пунктов – до 49,6%. По Курской городской агломерации этот показатель должен составить около 59%. Для повышения качества дорожного строительства будут применяться новые технологии и материалы, включенные в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. С целью повышения безопасности дорожного движения количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в 2019 году возрастёт на 23 процентных пункта к уровню декабря 2017 года.

Объём финансирования этих мероприятий в 2019 году составит 1,7 млрд рублей, в том числе 1,3 млрд рублей – средства федерального бюджета.

Мы понимаем, что этого явно недостаточно для того, чтобы заметно и быстро улучшить ситуацию с качеством дорог в области. Национальный проект касается федеральных, региональных, межмуниципальных, местных дорог, а ведь отдельной проблемой являются дороги внутри сельских населённых пунктов, и её тоже надо решать.

Обеспеченность региона качественными дорогами – один из важных факторов инвестиционной привлекательности территории. Инвесторам это важно не только для достижения производственных целей, но и для достижения комфортных условий пребывания в регионе.

Если мы ставим перед собой задачу привлечения серьёзных инвесторов, в том числе иностранных, то должны обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни. Прошу понять, мы не собираемся для иногородних инвесторов создавать эксклюзивные условия жизни, но иногда именно уровень благоустройства жизненного пространства, социального развития становится дополнительным фактором, который «срабатывает» в пользу региона при принятии инвестором решения о размещении нового производства. А стремимся мы к тому, чтобы все жители области ощутили повышение качества жизни!

Ради этого будут осуществляться региональный проект «Формирование комфортной городской среды в Курской области», проекты в сфере здравоохранения, образования, демографии.

Уже в 2019 году будут реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения Курской области (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и другие пространства) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды. Объём финансирования этих мероприятий составит почти 400 млн рублей. Значительные средства предусмотрены на строительство новых школ, больниц, учреждений культуры и социальной сферы.

Говоря о финансировании наших программ, мы называем суммы бюджетных средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах.

Но возможности бюджета всё-таки ограничены, а потребности в модернизации социальной сферы велики. И одним из реальных источников финансирования социальных и инфраструктурных проектов я вижу государственно-частное, муниципально-частное партнёрство, на развитии которого мы сосредоточимся в 2019 году. На наши низкие позиции в рейтинге ГЧП влияют несколько факторов, но самый основной – отсутствие осуществлённых проектов на условиях ГЧП, или концессионных соглашений. Если быть точным, то концессионных соглашений заключено много.

На сайте администрации Курской области размещён реестр концессионных соглашений, заключенных муниципальными образованиями Курской области. Их более 200. Мы прекрасно видим, что эти соглашения практически никогда не содержат инвестиционных обязательств концессионера, заключаются на короткие сроки. Естественно, что ни одно из этих соглашений не засчитывается Министерством экономического развития Российской Федерации, как полностью соответствующее требованиям федерального законодательства, поэтому при формировании рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП у Курской области по фактору «Опыт реализации проектов ГЧП/МЧП» баллов, можно сказать, нет.

В то же время мы прекрасно понимаем причины, которые толкают органы местного самоуправления на заключение новых подобных соглашений. Реальных инвесторов, готовых вкладывать средства в объекты водоснабжения, теплоснабжения, расположенные в районах области, нет. Здесь много факторов: и незавершённость юридических процессов оформления прав на объекты недвижимого имущества, значительная изношенность сетей и объектов, и, соответственно, их инвестиционная непривлекательность. Серьёзной причиной является недостаточный уровень квалификации специалистов районных администраций.

Проекты ГЧП/МЧП, концессионные проекты – сложная тема, они требуют от специалистов очень высокого уровня подготовки. Мы понимаем, что муниципалитетам сложно это обеспечить.

Для проведения реальных изменений по этому направлению необходимо создать Центр развития ГЧП в форме бюджетного учреждения. Для работы в нём будут привлекаться грамотные специалисты в сфере экономики, юриспруденции, технологий. Именно они возьмут на себя основную работу по подготовке проектов, которые можно реализовать на условиях ГЧП, по привлечению инвесторов и осуществлению с ними работы. Мы уже сегодня видим ряд объектов, которые нуждаются в глубокой реконструкции и модернизации, например Курский аэропорт, всё это можно осуществить, привлекая частных инвесторов. Примеры таких проектов в других регионах есть, нужно активней использовать наработанную практику.

Я не хочу, чтобы руководители органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления решили, что все заботы по внедрению механизмов ГЧП от них уйдут. Действующее законодательство не позволяет передавать все полномочия бюджетным учреждениям, поэтому те процедуры, которые в соответствии с законодательством должны осуществлять органы исполнительной власти или органы местного самоуправления за ними останутся. Центр ГЧП для органов власти всех уровней станет реальным помощником в продвижении проектов ГЧП.

Предметом соглашений ГЧП/МЧП или концессионных соглашений является недвижимое имущество, за исключением проектов в сфере информационных технологий. А большая часть имущества закреплена за органами местного самоуправления. И это та база, которую вы, уважаемые руководители муниципальных органов власти можете использовать для обеспечения развития своих районов. Не надо «замахиваться» на грандиозные проекты. Используя свои права по предоставлению на льготных условиях земельных участков, объектов недвижимости, уверен, можно найти местных предпринимателей, которые будут заинтересованы в реализации проектов по реконструкции скверов и парков районных центров, установки там платных и бесплатных аттракционов, кафе, и всё это можно облечь в рамки проекта муниципально-частного партнёрства, или концессии.

Особенно обидно, что такие возможности не используются в крупных городах – Курске, Железногорске, Курчатове. В итоге, имеем многолетние пустыри в центре Курска, которые позорят облик города.

Уважаемые руководители муниципальных органов власти! Я уже неоднократно говорил, что с очень большим уважением отношусь к вашей деятельности, и понимаю, насколько сложно вам работать. Но муниципальное управление должно меняться!

Работа, которая проводится в муниципальных образованиях по привлечению инвесторов, зачастую абсолютно формальная: формальные «дорожные карты» по внедрению муниципального инвестиционного стандарта; формальные муниципальные программы по улучшению инвестиционного климата, практически ни у кого не содержащие финансирования мероприятий; формально работающие Советы по улучшению инвестиционного климата, а иногда созданные только на бумаге. Об отсутствии реальной работы по внедрению проектов МЧП мы уже говорили.

Поймите, инвесторы не прощают формального отношения к себе, они просто обойдут стороной муниципальный район, и никакого развития в районе не будет. Даже там, где уже работают крупные компании, поток больших инвестиций, рано или поздно, резко уменьшится по объективным причинам, а двигаться вперёд нужно постоянно.

Это невозможно сделать без повышения уровня открытости власти, честности и прозрачности принимаемых решений. Нужно объяснять и населению и инвесторам, почему мы принимаем то, или иное решение, и как мы будем достигать намеченных целей. Поэтому и на региональном, и на местном уровне необходимо активней работать со средствами массовой информации. В областной администрации станет практикой проведение встреч, сессий с предпринимательским сообществом, инвесторами для обсуждения острых проблем. Они будут проходить или с моим личным участием, или с участием заместителей губернатора с выработкой конкретных решений и поручений.

Такая же работа должна быть выстроена и в муниципальных органах власти. Я понимаю, что придётся многое ломать в стиле управления и своём и своих подчинённых, но без такой «перезагрузки» обеспечить в области экономический прорыв не получится.

А для этого нужно учиться, невзирая на возраст и звания.

На уровне областной администрации мы уже начали эту работу. Курская область является пилотным регионом по внедрению управления, нацеленного на достижение больших быстрых результатов. На базе Юго-Западного государственного университета проведено две стратегические сессии с участием руководителей органов исполнительной власти области, специалистов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, консалтинговых организаций на которых прошло ознакомление с передовыми системами государственного управления, а также было положено начало выработке основных направлений стратегического развития области на перспективу.

В следующем году работа будет продолжена в гораздо более масштабном формате. К ней будет привлечено около тысячи специалистов органов исполнительной власти области и муниципальных органов власти, специалистов федеральных структур, коммерческих организаций, представителей общественных объединений и гражданского общества.

Объединившись в проектные команды, эти люди будут вырабатывать конкретные механизмы, пути движения для достижения тех основных направлений, которые мы определим по итогам двух сессий. Результаты всей этой работы будут вынесены на широкое обсуждение, и каждый гражданин не только сможет высказать своё мнение о формируемой стратегии, но и направить предложения для её улучшения.

Уважаемы коллеги! Это послание предназначено всем участникам инвестиционного процесса. Очень жду от предпринимательского сообщества конструктивных предложений по улучшению инвестиционного климата. Надеюсь также, что в своей деятельности вы всегда будете помнить, что территория Курской области – благодатный в природном плане уголок России, и мы обязаны сохранить природу нашего края для будущих поколений. А те инвестиции, которые вы сегодня вкладываете в наш регион – источник не только производственного развития, но и роста уровня благосостоянии жителей области.

Я сегодня часто упоминал наши позиции в различных рейтингах. Так уж сложилось, что нашу работу оценивают и сравнивают с другими регионами по показателям. Но самый главный показатель – качество жизни курян, и вместе с вами мы приложим все усилия для достижения достойного уровня жизни всех слоёв населения. Нам надо создать условия для самореализации наших граждан и счастливой жизни сегодняшнего и будущих поколений Курской области!

Друзья! Поздравляю всех с наступающим Новым 2019 годом! Желаю здоровья, благополучия, взаимопонимания и удачи!

Дата опубликования: 28.12.2018 16:21Дата последнего изменения: 28.01.2019 11:51Автор: Комитет информации и печати Курской области

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER